ООО "ГАРАНТ-Регион"
Информационно-правовое обеспечение города Уфы и Республики Башкортостан
Звоните нам
(347) 292-49-12

«С ветерком по тротуарам»: как регламентировать в ПДД передвижение электросамокатов, моноколес и гироскутеров

Прогресс не стоит на месте – это утверждение актуально и для средств передвижения. Если раньше использовались преимущественно автомобили, мототехника и велосипеды, то в настоящее время все большую популярность приобретают индивидуальные электронные устройства передвижения – электросамокаты, моноколеса, гироскутеры, сегвеи и т. п. Но, упрощая жизнь пользователям этих средств, они одновременно усложняют ее другим участникам дорожного движения. Поскольку в ПДД такие средства передвижения не урегулированы, они используются как на тротуарах, создавая препятствия пешеходам, так и на дорогах, мешая движению автомобилей и повышая риски возникновения ДТП.

Дискуссии о том, как сделать безопасными новые средства передвижения, закрепив в ПДД особенности их использования, ведутся уже на протяжении нескольких лет. Очередное обсуждение этой важной темы в формате круглого стола состоялось на прошлой неделе в Общественной палате РФ.

С предлагаемыми общественниками идеями по регулированию порядка передвижения так называемых средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ) и позициями заинтересованных министерств по этому поводу ознакомимся более подробно.

 

Правовая неопределенность

В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колесных средств передвижения на электротяге (электросамокаты, моноколеса, сегвеи, гироскутеры и т. п.) не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения. Поскольку сейчас к пешеходам приравниваются лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, то пока де-юре к ним относятся и лица, применяющие индивидуальные колесные средства передвижения. Следовательно, и требования к последним предъявляются как к пешеходам.


Должен ли водитель возмещать вред пешеходу, пострадавшему в ДТП, возникшем по грубой неосторожности самого пешехода? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Камнем преткновения в решении проблемы регулирования движения СИМ является и вопрос о том, относятся ли они к транспортным средствам или нет. Если обратиться к ПДД, которые дают законодательное определение термину «транспортное средство», то из буквального толкования следует, что СИМ не подпадают под него.

Напомним, транспортным средством считается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (абз. 57 п. 1.2 ПДД). «Если мы возьмем инструкцию от электросамоката и там будет написано: «Предназначено для катания в парке», а человек едет по дороге, то, вроде, по ПДД, это не транспортное средство», – подчеркнул заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. Хотя, если учесть, что тротуар тоже является частью дороги, то у СИМ имеется признак, необходимый для отнесения их к транспортным средствам.

По словам Председателя МОД «Союз Пешеходов» Владимира Соколова, попытка представить, что СИМ не являются транспортными средствами, приведет к тому, что они не будут считаться объектами повышенной опасности, в результате чего усложнится практика применения к соответствующим правоотношениям ст. 1079 Гражданского кодекса. Последняя предполагает, что в случае, если человек пострадал от наезда лица, который управлял средством повышенной опасности, он имеет право на возмещение вреда здоровью и жизни независимо от того, был ли водитель виноват или нет.

Кроме того, неотнесение СИМ к транспортным средствам позволит пользователям такими средствами безнаказанно оставлять место наезда без оказания помощи пострадавшему, ездить пьяными, так как наказывать пешехода за вождение в нетрезвом виде не будет оснований, ведь он не управляет «средством повышенной опасности». Также такая градация уменьшит штрафы и компенсации за причинение вреда здоровью и жизни пострадавшего пешехода в несколько раз по сравнению с санкциями для водителей транспортных средств и исключит из статистики ДТП часть данных по погибшим и раненным из-за столкновения с СИМ пешеходам, так как это не будет считаться ДТП.

В связи с этим, как считают эксперты, в рамках регулирования рассматриваемых отношений в первую очередь придется или скорректировать определение термина «транспортное средство» (например, считать таковым не только устройства, но и приспособления или их совокупность), или вывести СИМ в отдельную категорию средств передвижения. В качестве альтернативных СИМ наименований предлагаются такие, как «компактный транспорт», «индивидуальное средство передвижения».

Все эксперты сходятся во мнении, что порядок передвижения СИМ требует скорейшего законодательного закрепления, поскольку правовая неопределенность в этом вопросе порождает ряд негативных последствий – начиная от невозможности ограничения скорости движения таких средств по тротуарам для предупреждения возможного травмирования пешеходов и лиц, управляющих СИМ, и заканчивая невозможностью предотвращения использования таких средств для езды в нетрезвом состоянии.

 

Позиция Минтранса России

Законодатель неоднократно предпринимал попытки регламентировать новые виды средств для передвижения. Так, в числе последних инициатив на эту тему можно отметить проект правительственного постановления, подготовленный Минтрансом России в конце октября 2019 года. В нем предлагалось ввести понятие «средство индивидуальной мобильности», рассматриваемое как устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Документ вызвал большой интерес, породил множество споров и критических суждений. По мнению Александра Холодова, проект поправок получился очень сложным – в нем присутствует достаточное количество недоработок, что, как следствие, не решает проблему безопасности на дорогах в полной мере. «Это проблема не Минтранса России, а того, что нет четкого понимания, как это все оформить», – заметил эксперт. По итогам общественного обсуждения инициативы было внесено более 170 предложений. Однако 17 апреля 2020 года разработчики документа обнародовали отказ от продолжения его разработки, но саму работу в этом направлении не прекратили.

По словам директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимира Луговенко, ведомство по-прежнему серьезно озадачено решением проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в связи с появлением нового вида транспорта. Оно занимается этим вопросом на протяжении двух лет и считает очень важным и нужным развивать СИМ, поскольку они помогают более эффективно передвигаться по дорогам, существенно сокращая затраты времени на передвижение. Кроме того, использование СИМ изменяет структуру передвижения и перераспределяет пассажиропоток в пользу нового вида транспорта.

Поскольку технология развития технических средств, как это часто бывает, опередила нормативное правовое регулирование, то Минтранс России считает необходимым оперативно установить требования к СИМ и лицам, ими управляющим, а также определить «правила игры» для лиц, использующих СИМ и различные объекты транспортной инфраструктуры. При этом в основу прорабатываемых в настоящее время в министерстве поправок в ПДД положен опыт, выработанный в 2014 году по регулированию движения велотранспорта.

Поправками планируется, по аналогии с велосипедистами, разбить пользователей СИМ на три категории – младше 7 лет, от 7 до 14 лет, старше 14 лет. Так, предполагается, что дети до 7 лет смогут использовать СИМ на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, велопешеходных дорожках (на стороне для движения пешеходов), но если СИМ имеют двигатель, то движение лиц до 7 лет будет возможно только в сопровождении взрослых. Согласно поправкам лицам второй возрастной группы разрешается движение на СИМ по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным зонам, велопешеходным и велосипедным дорожкам. А лицам старше 14 лет – движение по пешеходным зонам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон и полосе для велосипедистов, а при отсутствии указанной инфраструктуры – по тротуарам и пешеходным дорожкам, по обочине. Если СИМ оборудованы двигателем и не используют гироскопическую стабилизацию, то допускается их движение по правому краю проезжей части дорог, на которых разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и движение велосипедов. При этом движение моноколес по краю проезжей части планируется запретить. К слову, директор по маркетингу компании Ecodrift Гарри Богданян считает такое ограничение критическим для развития моноколес, подчеркивая, что на моноколесе человек защищен так же, как и пешеход.

Концепция разрабатываемых Минтрансом России изменений в ПДД предусматривает и решение конфликта «пешеход – лицо, использующее СИМ». Для минимизации такого конфликта в качестве основной инфраструктуры СИМ рассматривается велотранспортная. Но поскольку в отсутствие велотранспортной инфраструктуры допускается движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по инфраструктуре для пешеходов, обочинам и проезжей части дорог (при определенных условиях), то предлагаются дополнительные механизмы защиты участников дорожного движения, а именно:

  • приоритет пешехода перед лицом, использующим для передвижения СИМ, при совмещенном движении;
  • отнесение детей до 7 лет, использующих для передвижения СИМ без двигателя, к пешеходам;
  • ограничение максимальной скорости СИМ 25 км/ч, а во всех случаях совмещенного движения с пешеходами – 20 км/ч (контроль скорости планируется организовывать посредством плановых рейдов со стороны сотрудников Госавтоинспекции, допуска к остановке пользователей СИМ со стороны участкового, использование средств измерения скорости, а впоследствии, возможно, и посредством применения биометрии);
  • введение нового дорожного знака «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено» и табличек «Лица на средствах индивидуальной мобильности» и «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».

В заключение Владимир Луговенко отметил, что разрабатываемый сейчас акт Минтранса России представляет собой баланс интересов всех заинтересованных лиц – пешеходов, велосипедистов, автомобилистов и пользователей СИМ.

 

Идеи Минпромторга России

Минпромторг России так же, как и Минтранс России, озадачен решением проблем с СИМ. Его представители считают, что в первоочередном порядке необходимо классифицировать СИМ, чтобы не допустить чрезмерного ужесточения требований для всех средств передвижения. Затем следует поработать над внесением изменений в действующие техрегламенты или подготовкой отдельного техрегламента, а также над определением правового статуса СИМ. Здесь имеют значения и требования к двигателю или к конструкции СИМ, и требования по шуму и т. д.

Целесообразность маркировки СИМ тоже уже оценивается в министерстве. Недавно был проведен эксперимент по маркировке велосипедов и их шин, которая с 1 ноября 2021 года станет обязательной. В случае необходимости этот опыт будет использован и для маркировки СИМ.

 

Предложения общественников

Во взглядах общественников пока нет единства относительно регулирования передвижения СИМ. Так, наряду с общими идеями, в целом воспринимающими предлагаемые Минтрансом России поправки с некоторыми оговорками, выдвигаются и целые концепции иного развития правовых норм в этой части. Так, в ходе круглого стола профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский представил концепцию кузовного одноколейного транспорта (КоТ), нацеленную в том числе на решение главных транспортных проблем мегаполиса – проблем пробок, нехватки мест на стоянках и парковках, дорогого топлива и вреда экологии. По мнению эксперта, любой мегаполис должен решать эти проблемы, заменяя светофоры развязками, пешеходные переходы – наземными и подземными, убирая с дорог места для парковок (делая их подземными), развивая инфраструктуру общественного транспорта, а также способствуя развитию транспорта для перемещения на короткие расстояния (от метро до работы, от дома до метро и т. п.). «Компактный транспорт для перемещения одного или двух человек – транспорт будущего, который сейчас очень бурно развивается», – отметил он.

Согласно концепции к компактным транспортным средствам относятся: одноколейные транспортные средства (самокаты, мотоциклы, мопеды); кузовной одноколейный транспорт (кузовной мотоцикл); любой другой транспорт для перемещения одного или двух лиц по земле, воде, воздуху (сегвей, скейт, аэромотоцикл, квадроцикл, гидроцикл, снегоход и т. д.). А предложения по корректировке ПДД сводятся не только к введению новых понятий – «компактный транспорт» (транспорт для перемещения одного или двух человек), «гибридный транспорт» (транспорт, имеющий не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) для целей приведения в движение транспорта), «одноколейное транспортное средство» (средство перемещения, занимающее одну колею для движения), «КоТовод» (лицо, управляющее КоТом), но и к переформулированию имеющихся в ПДД терминов. Речь идет о таких понятиях, как «пешеходная и КоТо (велосипедная) дорожка», «полоса для КоТов (велосипедистов)», «велосипедная (КоТо) зона», «тротуар» и т. п.

При этом права и обязанности для КоТов Виталий Гаевский предлагает разделять по трем скоростным категориям:

  • для КоТа с максимальной скоростью до 14 км/ч – требования такие же, как для пешеходов;
  • для КоТа со скоростью до 25 км/ч – требования, аналогичные гужевому транспорту, если выезжают на дороги общего пользования, или велосипедам, если движутся по тротуарам и пешеходным (вело, КоТо) дорожкам;
  • для КоТа с предельной скоростью более 25 км/ч – требования по техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), аналогичные мототранспортным средствам категории «L», и право ездить только по дорогам общего пользования или по КоТо (вело) дорожкам при массе КоТа не более 30 кг и ширине не более 0,75 м.

Что касается ограничений по скорости перемещения КоТа, то в качестве рекомендательных приводятся показатели не более 14 км/ч на тротуарах, не более 25 км/ч – на пешеходных дорожках, не менее 10 и не более 50 км/ч – на КоТо (велосипедных) дорожках. При этом в любом случае приоритеты по движению на пешеходных дорожках и тротуарах должны отдаваться пешеходам, а на КоТо (вело) дорожках – КоТам и велосипедам. Также концепция предусматривает возможность передвижения КоТов по полосам, выделенным для движения общественного транспорта. Хотя последняя идея неоднозначно воспринимается другими экспертами. Наконец, предлагается заменить в ПДД термин «велосипед» на термин «КоТ», отнеся к ним велосипеды, самокаты и иные компактные транспортные средства.

Руководитель Центра индивидуальной мобильности Михаил Денисов тоже считает СИМ современным решением, позволяющим разгрузить транспортную инфраструктуру и уменьшить количество автомобилей на дорогах, а гипотетически – и полностью отказаться от классических транспортных средств (автомобилей, электричек). Поскольку у СИМ и велосипедов схожи массогабаритные и скоростные показатели, то эксперт видит логичным закрепление в ПДД для СИМ правил, аналогичных для велосипедистов, которым открыты и проезжая часть, и движение совместно с пешеходами, и парк, и специальные велодорожки и велополосы.

При этом, разделяя компактный электротранспорт на пять основных категорий – электровелосипед, электросамокат, моноколесо, сегвей и гироскутер, он делает оговорку для последних двух. «В силу своей конструкции это тихоходный развлекательно-прогулочный транспорт, и место ему однозначно на тротуаре. Вреда пешеходам от этого транспорта точно не будет», – уверен Михаил Денисов. Что касается остальных видов транспорта, то здесь следует учитывать разницу в технических характеристиках и предоставлять им возможность передвижения как совместно с пешеходами, так и по проезжей части рядом с автомобилями, и по велодорожкам.
Эксперт допускает возможность движения СИМ (кроме сегвеев и гироскутеров) по проезжей части дорог, но поскольку для езды с высокой скоростью рядом с автомобилями нужен навык, то он считает необходимым наличие у пользователей высокоскоростных электровелосипедов, электросамокатов и моноколес на проезжей части водительского удостоверения. «Скоростная езда по проезжей части со скоростью потока в окружении других участников движения должна осуществляться лицами, имеющими навык и подтвердившими знание ПДД на уровне водителей мопедов», – Михаил Денисов считает это вполне оправданной мерой. А вот легкие СИМ, не способные разгоняться быстрее среднестатистического велосипедиста, по мнению участника мероприятия, и на проезжей части, и на тротуаре будут не опаснее велосипедиста, поэтому водительские права не нужны.

Не видит эксперт смысла ни в маркировке или какой-либо регистрации СИМ, ни в привязке категорий СИМ к мощности электродвигателей. Более логичным он считает деление их на виды по массе, габаритам и максимальной скорости. «Водители СИМ со схожими с велосипедами массо-габаритными показателями, логично, должны иметь те же самые возможности, что и водители велосипедов», – подытожил он.

А Александр Холодов полагает целесообразным совсем уйти от категорирования видов транспорта и регламентировать их по целям использования. Исходя из этой логики, если СИМ двигаются по пешеходной дорожке, то они не должны создавать помех пешеходам, если используются на велодорожке, то должны ехать по правилам, применяемым для движения велосипедов, а если по дороге, то, независимо от мощности, – по правилам для мопедов.

В свою очередь, общественник Сергей Бендер выступает за:

  • полное равенство в ПДД между вело- и электротранспортом;
  • обязательное наличие как минимум шлема у любого пользователя электрического СИМ, включая тех, кто пользуется услугами проката;
  • ограничение скорости 20 км/ч при передвижении электрических СИМ на тротуаре, пешеходных дорожках при условии, что будут разрешены альтернативные варианты более скоростной езды по другим участкам;
  • возможность передвигаться на электрических СИМ со скоростью свыше 20 км/ч, но не более 40 км/ч по выделенным, отделенным от проезжей части и пешеходных дорожек, велодорожкам и велополосам;
  • законную возможность использования выделенной автобусной полосы для передвижения на электрических СИМ при соблюдении некоторых условий – такое передвижение не должно создавать помех общественному транспорту и тормозить движение, пользователь СИМ должен использовать защитную экипировку (шлем и т. п.), яркие светоотражающие элементы;
  • обязательное использование фонарей, габаритных сигналов, светоотражающей одежды и элементов при движении электрическим СИМ по проезжей части в темное время суток;
  • запрет на передвижение вдвоем на одном электрическом СИМ, за исключением детей в возрасте до 7 лет при обязательном наличии шлема и соблюдении скорости не выше 15 км/ч при передвижении вместе со взрослым на электросамокате;
  • разрешение для электрических СИМ пересекать пешеходные переходы не спешиваясь со скоростью, не превышающей движение пешеходов, адекватно оценивая дорожную обстановку;
  • возможность выезда и передвижения по проезжей части не ранее чем с 16 лет;
  • запрет передвижения пешеходов по выделенным велодорожкам и велополосам;
  • рассмотрение со страховыми компаниями варианта страховки для пользователей электрических СИМ (по аналогии с ОСАГО);
  • разрешение двигаться электрическим СИМ – мощным самокатам, оборудованным сиденьем, только по правой крайней полосе проезжей части и со скоростью не выше 60 км/ч при обязательном условии защитной и светоотражающей экипировки, наличия габаритных и стоп-сигнальных огней;
  • возможность выезда на проезжую часть при наличии у пользователя электрических СИМ водительских прав категории «М» при обязательном соблюдении наличия защитной экипировки, светоотражающей одежды, габаритных огней и стоп-сигналов.

Между тем, общественник категорически против тотального введения прав на СИМ только для электротранспорта. «Если и вводить права, то вместе с велосипедистами», – считает эксперт. Также он не поддерживает идею установления запрета на передвижение моноколес по проезжей части.

В ходе обсуждения Председатель МОД «Союз Пешеходов» Владимир Соколов озвучил статистику аварийности с участием немоторизованного транспорта, которая показывает, что ежегодно за период 2017-2019 годов из общего количества соответствующих ДТП с участием велосипедистов (более 5 тыс. в год) около 400 заканчивались летальным исходом. Что касается показателей аварийности с участием СИМ, то уже наблюдается значительная динамика – если в 2017 году было зафиксировано только 11 аварийных случаев, то в 2019 году их уже было 117, 4 из них закончились смертью потерпевшего.

В связи с этим Союз Пешеходов считает необходимым в процессе проработки поправок в ПДД провести исследования степени защищенности и безопасности пешеходов из-за травматизма по причине наездов на них СИМ, остановочного пути различных типов СИМ и краш-тесты столкновения СИМ с пешеходами при скорости от 6 до 20 км/ч. Также Союз поддерживает идею ограничения максимальной скорости СИМ до 20 км/ч и признает обоснованным выработку предложений по повышению степени защищенности лиц, управляющих СИМ, от ДТП с участием механических и иных транспортных средств.

В числе предложений Союза: инвестиции в развитие дорожной инфраструктуры, в первую очередь, в строительство в регионах велодорожек для велосипедов и СИМ; организация в населенных пунктах и на дорогах между близлежащими населенными пунктами «зон успокоенного движения» с ограничением скорости 20-30 км/ч и сужением полос движения для организации обочин; отнесение СИМ с мощностью двигателя более 250 вт к мопедам, а до 250 вт – к велосипедам.

На мероприятии обсуждались и иные предложения, например:

  • введение специальной категории прав для СИМ, имеющих двигатель;
  • установка на СИМ номеров для возможности контроля их скорости;
  • установление в качестве одного из требований к СИМ длины тормозного пути;
  • применение для типологизации СИМ таких критериев, как мощность, мускульная тяга;
  • организация контроля над СИМ не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны торговых организаций, Минпромторга России (например, в части сертификации);
  • исключение из понятия СИМ спортинвентаря и тех изделий, которые прямо предназначены для детей;
  • исключение из терминов «мопед» и «мотоцикл» указания на количество колес;
  • обязательное применение защитной экипировки при выезде СИМ на дорогу и соблюдение ПДД;
  • ответственность за искусственное увеличение исходной мощности СИМ в автомастерских;
  • установление дополнительных технических требований к СИМ (автоматически включающийся в темное время суток передний белый фонарь, исправно работающий при торможении тормозной красный фонарь, клаксон, двойные тормоза и двойная подножка) и т. д.

Но есть и противники внесения каких-либо изменений в ПДД, которые считают их избыточными. Они отмечают, что проблем с СИМ не существует, есть проблема электросамокатов, под которые нет смысла менять правовые нормы, поскольку они подпадают под категорию «мопеды». Отметим, схожую точку зрения высказывали и респонденты, отвечая на вопросы организованного в 2019 году Госавтоинспекцией социологического опроса, посвященного необходимости определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих электронные устройства передвижения. В исследовании приняли участие свыше 90 тыс. человек, более половины из которых посчитали, что определение правового статуса участников дорожного движения, использующих электронные устройства передвижения, в том числе посредством введения в ПДД новой терминологии, ни к чему не приведет.

 

***

Впервые о проблеме СИМ заговорили представители Госавтоинспекции в сентябре 2017 года. С этого момента регулярно проводятся многочисленные дискуссии на указанную тему, но до сих пор еще не выработано решение рассматриваемой проблемы. «Мы уже несколько лет топчемся на месте», – признал представитель Минтранса России Владимир Луговенко. Более того, он отметил, что сейчас с учетом буквального толкования норм о реализации механизма «регуляторной гильотины», вообще невозможно внести никакие изменения в ПДД, поскольку акт не прошел через указанный механизм, а в этом случае его корректировка возможна после переиздания. Но ведомство не останавливает свою работу над проектом поправок в ПДД и адекватно воспринимает любые предложения в части законодательного урегулирования передвижения СИМ, выражая готовность внести соответствующие уточнения в свой документ.

Таким образом, почва для решения проблемы передвижения СИМ уже удобрена прогрессивными идеями и предложениями в части внесения необходимых изменений в ПДД. Остается надеяться, что скоро из нее появится росток адекватных законодательных поправок, который впоследствии превратится в прочный стебель, способный удержать в равновесии интересы всех участников дорожного движения. А СИМ из обычного новомодного гаджета современных горожан станут теми средствами, которые помогут снять нагрузку с частного легкового и общественного транспорта, разгрузить дороги и увеличить скорость движения транспортного потока, снизить время, затрачиваемое на дорогу, а также повысить безопасность дорожного движения.