ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ![]() СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ![]() |
Согласно договору оказываются услуги по сбору и обработке статистических данных о динамике продаж товаров
![]()
24 Июль 2012
Перечень описанных услуг можно отнести к маркетинговым исследованиям, которые направлены на расширение рынка сбыта Заказчика, увеличение товарооборота и получение прибыли путем определения оптимального ассортимента поставляемых товаров в целях снижения рисков отсутствия реализации товара.
Согласно пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся затраты на текущее исследование конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Расходами признаются затраты, если они (ст. 252 НК РФ): Таким образом, затраты на маркетинговые исследования можно отнести к расходам по налогу на прибыль, если они отвечают перечисленным условиям. Унифицированных форм для оформления расходов на маркетинг не предусмотрено, поэтому организации составляют документы самостоятельно, учитывая требования к оформлению. Кроме того, законодательством не установлено, какими конкретно документами должны подтверждаться расходы на маркетинговые исследования. Из анализа судебной практики следует, что в целях минимизации налоговых рисков расходы на маркетинг должны оформляться следующим комплектом документов: Общее правило, которого следует придерживаться при документальном оформлении расходов на маркетинг, — это определенность и конкретность маркетинговых исследований. Основным документом является договор, и от него зависит очень многое. В договоре должно быть четко определено, какие услуги оказываются налогоплательщику. В отношении отчета налоговые органы настаивают на том, что отчет об оказании маркетинговых услуг является обязательным документом для признания расходов обоснованными. В тоже время налоговый кодекс не содержит таких требований. В данном случае следует ориентироваться на договор: если договором предусмотрено составление отчета, то он должен быть. Так, суд отклонил довод налоговиков о том, что, поскольку отчета об оказанных услугах у налогоплательщика нет, значит, факт их оказания не подтвержден. Суд мотивировал свое решение тем, что закон не требует обязательного наличия отчета (Постановления ФАС Московского округа от 28.07.2010 по делу N А40-128965/09-126-951 и от 13.03.2009 по делу N А40-32344/08-75-75). ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 06.08.2008 N Ф04-4721/2008(9200-А46-40), Ф04-4721/2008(10739-А46-40) занял позицию налоговой инспекции и постановил, что расходы на маркетинговые исследования необоснованны, так как представленные налогоплательщиком отчеты носят обезличенный характер. По этим отчетам, указали судьи, невозможно определить географию маркетинговых исследований, а также установить, кем они проводились. Кроме того, акты сдачи-приемки выполненных работ не позволяют идентифицировать виды работ. Это касается не только отчетов по маркетинговым исследованиям. Суды занимают последовательную позицию насчет того, что отчет (или акт) должен содержать подробную информацию о том, какую работу выполнил исполнитель (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2010 по делу N А43-14355/2008-31-359, ФАС Уральского округа от 05.02.2009 по делу N А07-1294/08). Таким образом, при оценке отчета и акта к договору оказания маркетинговых услуг необходимо учитывать их детальность и проработанность. Отсутствие перечня работ в акте при общем характере отчета, скорее всего, повлечет за собой признание расходов необоснованными со стороны налоговых органов. Позицию в данном случае придется отстаивать в суде, где сложилась противоречивая практика.
Консультант Медина С.В.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. |