При увольнении ей была начислена компенсация за неиспользованный отпуск.
При исчислении налоговой базы по НДФЛ в августе 2014 года организация в рассматриваемой ситуации должна предоставить сотруднице стандартный налоговый вычет на детей за 8 месяцев 2014 года.
Обоснование позиции:
При определении размера налоговой базы по НДФЛ в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 218 НК РФ). В частности, согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ с 01.01.2012 налоговый вычет за каждый месяц налогового периода (календарного года — ст. 216 НК РФ) распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
— 1400 рублей — на первого ребенка;
— 1400 рублей — на второго ребенка;
— 3000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
— 3000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Рассматриваемый налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Стандартный налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет не применяется.
Стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляется на основании заявлений налогоплательщиков и документов, подтверждающих право на его получение, в том числе налоговыми агентами (пп. 4 п. 1, п. 3 ст. 218 НК РФ, дополнительно смотрите письмо Минфина России от 18.04.2012 N 03-04-06/8-118).
Как мы поняли, увольняющаяся сотрудница является налоговым резидентом РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ). Учитывая, что компенсация за неиспользуемый отпуск не освобождается от налогообложения нормами п. 3 ст. 217 НК РФ, она подлежит обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% (п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). Поэтому организация как налоговый агент при исчислении НДФЛ должна уменьшить сумму полученного сотрудницей дохода на величину положенного ей стандартного налогового вычета на детей.
Отметим, что нормы главы 23 НК РФ не ставят возможность предоставления налоговым агентом стандартных налоговых вычетов в зависимость от факта получения налогоплательщиком в соответствующих месяцах налогового периода дохода, облагаемого по ставке 13% (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 4431/09, письмо Минфина России от 06.05.2013 N 03-04-06/15669).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что исчисление НДФЛ производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период (п. 3 ст. 226 НК РФ), полагаем, что при исчислении налоговой базы по НДФЛ в августе организация должна предоставить сотруднице стандартный налоговый вычет на детей за 8 месяцев 2014 года (то есть за каждый месяц текущего налогового периода согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ) при выполнении всех необходимых для этого условий.
C правомерностью такого подхода неоднократно соглашались и специалисты финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 06.02.2013 N 03-04-06/8-36, от 23.07.2012 N 03-04-06/8-207, от 21.07.2011 N 03-04-06/8-175, от 24.08.2009 N 03-04-05-01/655).
В упомянутом Вами письме Минфина России от 11.06.2014 N 03-04-05/28141, в котором рассматривалась аналогичная ситуация, отмечается, что установленные пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом налогоплательщику за каждый месяц налогового периода путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер налогового вычета. В случаях, когда выплата дохода, например, в связи с отпуском по уходу за ребенком, полностью прекращена, стандартный налоговый вычет за январь-июль 2012 года налоговым агентом не предоставляется, так как налоговая база после прекращения выплат не определяется. Следовательно, перерасчет налоговой базы с учетом предоставленных налоговым агентом стандартных налоговых вычетов за указанный период налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 218 НК РФ не производится.
На наш взгляд, данное письмо может свидетельствовать об изменении официальной позиции относительно возможности предоставления налоговым агентом стандартных вычетов «накопительным способом» за месяцы, в которых работнику не выплачивалось доходов (дополнительно смотрите, например, материал: Комментарий к письму Минфина России от 11.06.2014 N 03-04-05/28141 (О.П. Гришина, «Акты и комментарии для бухгалтера«, N 15, август 2014 г.)).
С целью минимизации налоговых рисков рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями по данному вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (п. 2 ст. 24, пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, медицинские изделия надлежащего качества не подлежат обмену. Подлежат ли они возврату?
- Организации необходимо снять с государственного кадастрового учета земельный участок, который образован из другого земельного участка. Площадь образованного участка входит в общий земельный участок (фактически отсутствует). Какие-либо строения на земельном участке отсутствуют. Каков порядок снятия земельного участка с кадастрового учета?
- В декабре 2017 года подрядчик включил в документы 2017 года работы, фактически им выполненные в 2018 году. При этом документы 2017 года также содержат работы, которые были фактически выполнены. Акты выполненных работ подписаны организацией без замечаний. В документы, выставленные в 2018 году, указанные работы подрядчик не включал. В ноябре 2019 года при проведении проверки внутреннего аудита было выявлено, что период фактического выполнения работ не соответствует периоду их отражения в учете, а именно: фактически работы были выполнены позже (I квартал 2018 года), чем оформлены и отражены в учете документы на эти работы. Каким образом и на основании каких документов возможно произвести аннулирование в учете операции по отражению в учете выполненных работ в 2017 году? На основании каких документов отразить данные операции в учете в 2018 году? Каковы последствия данных действий?
- Создается ООО (планируется применять УСН), которое будет привозить импортные строительные материалы под заказ физическим лицам, а также оказывать им услуги по подбору материалов и дизайну интерьера. Необходимо ли ООО применять контрольно-кассовую технику? Договоры какого характера необходимо заключать с физическими лицами?
- Был заключен государственный контракт на проведение лесоустроительных работ. В контракте выделено три этапа исполнения со сроками сдачи — в конце каждого календарного года и последующей оплатой каждого этапа после составления акта приемки. Каждый этап предполагает выполнение нескольких видов работ, оказание определенных услуг без указания сроков исполнения. Выполнение первого этапа еще не закончилось, однако заказчику очевидно, что некоторые виды работ этого этапа не выполняются и срок выполнения этапа соблюден не будет. В соответствии с условиями контракта заказчиком может быть взыскан штраф за неисполнение или некачественное исполнение контракта. В какой момент заказчик может требовать уплаты пени? Может ли заказчик произвести оплату работ за вычетом штрафа и неустоек? Может ли заказчик взыскать штраф за каждый невыполненный вид работ при оплате разных этапов работ?