Является ли звание «Ветеран труда», присвоенное в г. Москве или другом городе России (СССР), государственной наградой Российской Федерации?
Звание «Ветеран труда» не является государственной наградой, это правовой статус лица, необходимый для предоставления определенных социальных льгот.
Обоснование вывода:
В целях совершенствования государственной наградной системы Указом Президента от 7 сентября 2010 года N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (далее — Указ Президента N 1099) утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации (далее — Положение). Согласно п. 1 Положения государственные награды являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.
Устанавливаются следующие виды государственных наград:
а) звание Героя Российской Федерации;
б) ордена Российской Федерации, например орден Святого апостола Андрея Первозванного; орден Святого Георгия, орден «За заслуги перед Отечеством» и т.д.;
в) знаки отличия Российской Федерации, например знак отличия Георгиевский Крест, знак отличия «За благодеяние», знак отличия «За безупречную службу»;
г) медали Российской Федерации, например медаль «За отвагу», медаль Суворова, медаль Ушакова, медаль Жукова и т.д.;
д) почетные звания Российской Федерации, например «Заслуженный артист Российской Федерации», «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный архитектор Российской Федерации» и т.д.
Полный и исчерпывающий перечень государственных наград Российской Федерации содержится в п. 2 Указа Президента N 1099. В частности, все почетные звания Российской Федерации перечислены в пп. «д» п. 2 Указа Президента N 1099, при этом звание «Ветеран труда» в данном перечне отсутствует. Следовательно, звание «Ветеран труда» законодатель не относит к числу государственных наград.
Однако именно наличие государственных наград Российской Федерации (либо государственных наград бывшего СССР) является основанием для присвоения гражданину звания «Ветеран труда». Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:
а) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
б) награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Данная норма закона напрямую соотносится с п. 11 Положения о государственных наградах, согласно которому лицам, награжденным государственными наградами, предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона о ветеранах порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, например, в Москве действует постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП «О присвоении звания «Ветеран труда» (вместе с «Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»).
Таким образом, звание «Ветеран труда» не является государственной наградой, а лишь определяет правовой статус лица, предоставляющий право на социальные гарантии и льготы.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бадалян Юлия
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, медицинские изделия надлежащего качества не подлежат обмену. Подлежат ли они возврату?
- Организации необходимо снять с государственного кадастрового учета земельный участок, который образован из другого земельного участка. Площадь образованного участка входит в общий земельный участок (фактически отсутствует). Какие-либо строения на земельном участке отсутствуют. Каков порядок снятия земельного участка с кадастрового учета?
- В декабре 2017 года подрядчик включил в документы 2017 года работы, фактически им выполненные в 2018 году. При этом документы 2017 года также содержат работы, которые были фактически выполнены. Акты выполненных работ подписаны организацией без замечаний. В документы, выставленные в 2018 году, указанные работы подрядчик не включал. В ноябре 2019 года при проведении проверки внутреннего аудита было выявлено, что период фактического выполнения работ не соответствует периоду их отражения в учете, а именно: фактически работы были выполнены позже (I квартал 2018 года), чем оформлены и отражены в учете документы на эти работы. Каким образом и на основании каких документов возможно произвести аннулирование в учете операции по отражению в учете выполненных работ в 2017 году? На основании каких документов отразить данные операции в учете в 2018 году? Каковы последствия данных действий?
- Создается ООО (планируется применять УСН), которое будет привозить импортные строительные материалы под заказ физическим лицам, а также оказывать им услуги по подбору материалов и дизайну интерьера. Необходимо ли ООО применять контрольно-кассовую технику? Договоры какого характера необходимо заключать с физическими лицами?
- Был заключен государственный контракт на проведение лесоустроительных работ. В контракте выделено три этапа исполнения со сроками сдачи — в конце каждого календарного года и последующей оплатой каждого этапа после составления акта приемки. Каждый этап предполагает выполнение нескольких видов работ, оказание определенных услуг без указания сроков исполнения. Выполнение первого этапа еще не закончилось, однако заказчику очевидно, что некоторые виды работ этого этапа не выполняются и срок выполнения этапа соблюден не будет. В соответствии с условиями контракта заказчиком может быть взыскан штраф за неисполнение или некачественное исполнение контракта. В какой момент заказчик может требовать уплаты пени? Может ли заказчик произвести оплату работ за вычетом штрафа и неустоек? Может ли заказчик взыскать штраф за каждый невыполненный вид работ при оплате разных этапов работ?