Создается ООО (планируется применять УСН), которое будет привозить импортные строительные материалы под заказ физическим лицам, а также оказывать им услуги по подбору материалов и дизайну интерьера. Необходимо ли ООО применять контрольно-кассовую технику? Договоры какого характера необходимо заключать с физическими лицами?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация имеет право не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019, если выполняемые работы (услуги) оказываются населению и при расчете выдается соответствующий бланк строгой отчетности.
Если организация, применяющая УСН, по договору с физическим лицом приобретает для него импортные материалы, уплаченный при их ввозе НДС вычету у нее не подлежит.
Обоснование позиции:
1. Применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ) на территории РФ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ), к которым не относится указанная в вопросе совокупность характеристик экономического субъекта (применение УСН в отношении оказываемых услуг). К расчетам ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ отнесены прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
С 15.07.2016 вступили в силу изменения, внесенные в Закон N 54-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее — Закон N 290-ФЗ), которым предусмотрен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде (далее — онлайн-касса). Также с 01.07.2017 новый порядок применения ККТ обязателен к применению для практически всех пользователей ККТ. При этом для некоторых лиц Законом N 290-ФЗ предусмотрена отсрочка перехода на онлайн-кассы.
С учетом указанных в вопросе особенностей осуществляемой деятельности и возможного применяемого режима налогообложения при осуществлении расчетов могут не применять ККТ:
до 1 июля 2018 года — организации или ИП, которые в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) вправе были не применять ККТ (часть 9 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);
до 1 июля 2019 года — организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и ИП, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания). Данные лица (организации и ИП независимо от применяемой ими системы налогообложения) вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее — БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) (часть 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 337-ФЗ).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации Ваша организация, применяющая УСН (или общую систему налогообложения), имеет право не применять ККТ до 01.07.2019 при соблюдении двух условий:
— выполняемые работы (услуги) оказываются населению;
— при расчете выдается соответствующий БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ).
Аналогичная точка зрения озвучена в информации ФНС России от 28.11.2017 «Президент утвердил налоговый вычет за покупку онлайн кассы и перенос сроков применения онлайн ККТ в сфере услуг на год» (смотрите также письмо УФНС России по Новгородской области от 05.12.2017 N 8-18/14688а).
К сведению:
До 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определялся в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
В связи с отменой ОКУН с 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определяется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденными приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (смотрите письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-01-15/7511).
В новых классификаторах ОКВЭД 2 и ОКПД 2 услуги населению отдельно не выделены.
Минэкономразвития России подготовило переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим (данные ключи размещены на сайте Минэкономразвития России http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/). Таким образом, возможность использования рассматриваемой льготы, освобождающей компании от применения онлайн-касс, поставлена в зависимость от фактически осуществляемой деятельности. И если данная деятельность связана с оказанием услуг непосредственно населению (в соответствии с переходными ключами ОКУН — ОКПД 2), то организация вправе до 01.07.2019 не применять ККТ при проведении расчетов за данные услуги, оформляя БСО в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
Кроме этого, можно воспользоваться приказом Росстата от 23.05.2016 N 244 «Об утверждении собирательных классификационных группировок «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».
2. Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам, в том числе, подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Вычетам подлежат суммы налога при выполнении условий:
— товар ввезен в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления;
— товар принят к учету, что подтверждено соответствующими документами;
— товар предназначен для использования в деятельности, облагаемой НДС;
— имеются документы, подтверждающие уплату НДС.
При этом в соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ указанные суммы НДС могут быть заявлены к вычету в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет ввезенных товаров (смотрите также письмо Минфина России от 22.05.2015 N 03-07-08/29571).
Право на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, имеют только налогоплательщики НДС. Лица, применяющие специальные налоговые режимы, освобожденные от обязанностей налогоплательщика (ст. 145, ст. 145.1 НК РФ), также признаются плательщиками в отношении НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ (п. 3 ст. 346.1, п.п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145, п. 1 ст. 145.1 НК РФ), но к вычету НДС, уплаченный при импорте, не принимают, а учитывают в стоимости приобретенного имущества (п. 2 ст. 170 НК РФ; смотрите также письма Минфина России от 13.03.2012 N 03-07-08/69, от 30.01.2007 N 03-07-11/09, ФНС России от 07.04.2005 N 03-1-03/553/10, УФНС по Московской области от 11.03.2005 N 21-25/14).
Отметим, что каких-либо особенностей для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, в случае, если декларирование товаров на таможне осуществляет посредник, нормы НК РФ не предусматривают. Даже если согласно посредническому договору НДС уплачивается посредником (агентом, поверенным), налог принимается к вычету у принципала (доверителя) после принятия на учет приобретенных товаров на основании документов, подтверждающих уплату налога агентом (поверенным) по ввезенным товарам, полученным от посредника (письма Минфина России от 07.07.2016 N 03-07-08/39774, от 02.07.2015 N 03-07-08/38192, от 29.12.2014 N 03-07-08/68143).
Тем самым, если организация, применяющая УСН, по договору с физическим лицом приобретает для него импортные материалы, уплаченный при их ввозе НДС вычету у нее не подлежит.
Еще статьи из этого раздела
- Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, медицинские изделия надлежащего качества не подлежат обмену. Подлежат ли они возврату?
- Организации необходимо снять с государственного кадастрового учета земельный участок, который образован из другого земельного участка. Площадь образованного участка входит в общий земельный участок (фактически отсутствует). Какие-либо строения на земельном участке отсутствуют. Каков порядок снятия земельного участка с кадастрового учета?
- В декабре 2017 года подрядчик включил в документы 2017 года работы, фактически им выполненные в 2018 году. При этом документы 2017 года также содержат работы, которые были фактически выполнены. Акты выполненных работ подписаны организацией без замечаний. В документы, выставленные в 2018 году, указанные работы подрядчик не включал. В ноябре 2019 года при проведении проверки внутреннего аудита было выявлено, что период фактического выполнения работ не соответствует периоду их отражения в учете, а именно: фактически работы были выполнены позже (I квартал 2018 года), чем оформлены и отражены в учете документы на эти работы. Каким образом и на основании каких документов возможно произвести аннулирование в учете операции по отражению в учете выполненных работ в 2017 году? На основании каких документов отразить данные операции в учете в 2018 году? Каковы последствия данных действий?
- Был заключен государственный контракт на проведение лесоустроительных работ. В контракте выделено три этапа исполнения со сроками сдачи — в конце каждого календарного года и последующей оплатой каждого этапа после составления акта приемки. Каждый этап предполагает выполнение нескольких видов работ, оказание определенных услуг без указания сроков исполнения. Выполнение первого этапа еще не закончилось, однако заказчику очевидно, что некоторые виды работ этого этапа не выполняются и срок выполнения этапа соблюден не будет. В соответствии с условиями контракта заказчиком может быть взыскан штраф за неисполнение или некачественное исполнение контракта. В какой момент заказчик может требовать уплаты пени? Может ли заказчик произвести оплату работ за вычетом штрафа и неустоек? Может ли заказчик взыскать штраф за каждый невыполненный вид работ при оплате разных этапов работ?
- Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления ЕНВД, по результатам которой ИП был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и доначислен единый налог